Слово decoupage происходит от французского глагола decouper - разрезать.
Декупаж имеет длинную и очаровательную историю, которая ведет нас в прошлое через разнообразие стилей и стран.
Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем - Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Денди Бруммел, Матисс и Пикассо.
Еще в 12-ом веке, китайские крестьяне создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи.
Считается, что китайский опыт в "экспериментах" с ножницами, переняли кочевники Восточной Сибири, где китайскую цветную бумагу cutout, использовали для украшения предметов и стен курганов (могил) Сибирских кочевников, которые относятся к временам до Рождества Христова.
Немецкие и Польские ремесленники также использовали бумажные вырезки для художественного оформления мебели в течение несколько столетий.
Польские женщины и дети, в частности, развили огромный навык со свернутыми цветными листами бумагами (из журналов и газет), которые они вручную вырезали и складывали в геометрические формы, стилизуя под птиц, животных и цветы.
Однако, это не конец истории развития Декупаж.
Дальневосточное искусство лаковой росписи 17-ого столетия, примененное, главным образом для отделки мебели, и считается родоначальником современного искусства декупаж.
Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, украсили фешенебельные европейские дома, и мода на них не проходила. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока.
В результате, Венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера (так называемые, depentore) начали производить поддельные лаковые вещи, чтобы не отставать от запросов покупателей. И вещи, выполненные в данной технике, были известны как lacca contrafatta (lacca - лак, contrafatta-подделки).
Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и гравюр самых знаменитых художников. Затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. В результате получалась прекрасная мебель и предметы искусства, которые называли object d'art, которые были очень похожи на настоящие популярные вещи, привезенные купцами из Китая и Японии.
Параллельно, богатая знать приглашала самых знаменитых живописцев, что бы они раскрасили мебель, стены и потолки.
Цены на object d'art и работы маститых живописцев, были очень высоки, и большинство людей не могли себе позволить приобрести работы знатных мастеров.
Как альтернатива object d'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались рисунки художников "одного дня", из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.
Вещи, украшенные таким образом, получили альтернативное термину object d'art название - l'arte del povero , что означает искусство бедняков (l'arte - искусство, povero - бедный человек).
(Следует заметить, что сейчас это "искусство бедняков" на аукционах продается за астрономические цены!)
В течение 18-ого и 19-ого столетий эта художественная форма процветала в Европе. Она проникла даже в здание суда Луи XV.
Аристократки пошли дальше, нежели мастера краснодеревщики, - вырезанными из настоящих живописных полотен деталями они стали украшать шкатулки, болванки для париков, обклеивали ширмы и всякие туалетные принадлежности, уделяя этому занятию многие часы.
Работы Boucher, Watteau, Fragonard, Redoute, Pillement и многих других выдающихся художников нашли свою липкую смерть в нежных ручках аристократок. Даже сейчас можно найти много великолепных примеров этой прекрасной вырезки, окраски и дизайна на антикварных бюро, шифоньерах и подобных деталях меблировки.
Для иллюстрации популярности этой художественной формы, необходимо упомянуть о некоей госпоже Мэри Деланей, что жила в Англии с 1700 г. до 1788 г.
Эта очаровательная, остроумная и талантливая женщина была наперсницей Короля Джорджа III и Королевы Шарлотты. Среди ее близких друзей были Уильям Хогарт, Джонатан Свифт и сэр Джозеф Банки.
Удивительно, что в возрасте 71 года, Мэри начала создавать изящное и ботанически точное воспроизведение растений и цветов, нарезая прекрасную бумагу и вручную расписывая ее. Она работала над своей " бумажной мозаикой "(как она сама назвала свой проект) до 88 лет, пока ей не пришлось уступить терпящему неудачу зрению. Сегодня эту превосходную работу можно увидеть в Британском Музее.
Подобно госпоже Деланей, много знатных дам Англии 18-ого века были настоящими знатоками ножниц и были поглощены искусством декорирования вырезанными из бумаги cutout изображениями под лаком.
Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning.
В 1760 году некий Лондонский издатель по имени Роберт Сейер, выпустил большую популярную книгу под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy).
Книга содержала 1500 иллюстраций работ художников и ремесленников, а это особенно нравилось праздным леди, которые любили красить, "вырезать и вставлять" очаровательные рисунки. Книга также содержала пять страниц инструкций по тому, как красить, приклеивать, лакировать и полировать cutouts.
Этим инструкциям предшествовали наставления читателю, с советами по комбинации изображений при декорировании. Например; " Если та вещь, которую Вы украшаете, по сути своей европейская", то автор настоятельно просит не помещать на нее "ничего экзотического или нелепого…Мы видели бабочку, поддерживающую слона и вещи, одинаково абсурдные ".
В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме.
Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentine cards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.
Многие викторианские няньки учили своих моленьких чад украшать различные предметы, применяя кусочки декоративной бумаги. Произведения деток были не столь тонки и опытны, но эти недостатки восполнялись сентиментальным обаянием.
Сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире. Активную работу по пропаганде декупажа ведут Гильдии в Америке, Южной Африке, Австралии, Италии, Англии и Японии.
Первая Национальная Гильдия Декупажа была основана в США в 1972 году, и именно она несет ответственность за популяризацию этого очаровательного и красивого искусства в его самой прекрасной форме.
Декупаж - слово 20-ого столетия - пришло от французского слова decouper. Бумага cutouts была разрезана и повторно собрана, а затем приклеена к окрашенной или позолоченной поверхности.
В наиболее традиционной методике применяется 30-40 слоев лака, которые доводятся полированием до красивого гладкого блеска. Однако, cutouts может также помещаться под стекло или, наоборот приподнят, чтобы создать трехмерное изображение.
Кроме того, существуют два направления, которые разнятся по типу бумажных картинок. Одни мастера искусства декупаж вырезают мотивы из полноцветных салфеток, а другие, предпочитают черно-белые изображения мотивов, которые после наклеивания на поверхность, раскрашивают цветными красками.
Очень популярна в настоящее время техника объемного декупажа, или как сейчас принято называть - 3D.
С такой историей, не удивительно, что декупаж все еще развивается и рождает внутри себя новые стили и методы.
С красочным происхождением и разнообразием методов искусства декупаж, возможности для совершенствования этой очаровательной художественной техники бесконечны.
По мотивам Истории Decoupage, рассказанной Одри Раймондом.
Источник