|
Наши дети рисуют!
| | Верашка | Дата: Воскресенье, 19.10.2008, 23:52 | Сообщение # 1 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | В этой ветке размещаем информацию на тему- рисование с детьми При размещении информации если известен автор, то обязательно указывайте его! Размещаемые книжки приводятся для ознакомления: скачали, посмотрели...понравилось-купили. Каляки-маляки: о чем они могут рассказать? Как сказал французский психиатр Грег, «ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок»… Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам. Каждому возрасту – свои художества Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка. 12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить. К 2-м годам: вертикальные линии. К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали. К 3-м годам: законченные круги, солнце. К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере. К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры. К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях. С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными. Творческий подход «Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!» – признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как «инфантильного мужчину»… Ребенок, когда он рисует, – художник ли он? У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации. Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели «создать нечто красивое», а экспериментирует – с материалами, формами, цветом… – он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться. Рисунок и письмо Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму. Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения… Письмо – важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года. С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше – письмо составит серьезную конкуренцию рисунку. Отражение личности Повторение. Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей. Источник
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Воскресенье, 19.10.2008, 23:54 | Сообщение # 2 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | О чём могут рассказать детские рисунки Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сотрудники образовательного центра «ЛУЧИК» и я, Александра Беляева, рады приветствовать Вас на страницах нашей рассылки! Малыши любят рисовать. К их услугам бумага, карандаши, фломастеры и краски. На данный момент мало для кого остается секретом тот факт, что рисунки могут сказать о нас очень многое. Все, что попадается детям на их пути и привлекает внимание, отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей, можно многое увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира, отношении к людям и вещам. Рисунки таят в себе большие и маленькие секреты, приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания. Итак, попробуйте через рисунок узнать больше о своем малыше. Итак, тема нашей сегодняшней беседы - «Что говорят психологи о детских рисунках». Рисунок – это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, то, что, сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка, но и дает представление о степени развития личности. В рисунках отражается представление ребенка о цветах, форме, размерах, явлениях. Грамотно интерпретировать рисунки умеют психологи (они этому специально учатся). И психологи не только определяют по рисуночным тестам суть проблемы, но и работают с ее разрешением, используя те же рисунки. Однако есть общие моменты, по которым родители могут получить дополнительную информацию о своем ребенке. «Рисунок человека» один из самых распространенных рисуночных тестов у психологов. По рисунку человека можно определить уровень личностного развития ребенка, его отношения к себе и к миру. «Рисунок семьи» отражает отношение ребенка к своей семье, его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом. Еще есть тесты «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». Но в этом выпуске мы уделим внимание рисункам, включающим в себя главным образом человеческие фигуры. Предоставьте ребенку все необходимое для рисования: белый лист А4 и набор цветных карандашей/фломастеров. Задание к тестам «Рисунок человека» и «Рисунок семьи» простое – «нарисуй человека» и «нарисуй свою семью» соответственно. Теперь рассмотрим рисунок вашего ребенка. Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами, если вы обнаружите в рисунках своего ребенка «что-то не то». Возможно, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение. Ведь если, например, накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. К тому же, на мой взгляд, никогда грамотный психолог не будут судить о личности по одному тесту. Вот и мы не будем. Рассмотрим основные моменты, которые позволят родителю превратиться в домашнего психолога, работая с рисунками ребенка. Впечатление. В первую очередь, обратите внимание на то, какое первое впечатление производит на вас рисунок. Какое он вызывает у вас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует. Обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова. Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка. Правая часть обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего. Левая – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери. Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка, а нижняя – с материальным миром. Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа. Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного Я, пытаются охватить рисунком все пространство. Линии. Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш. Нерешительный же малыш, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость. И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность. Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. Нажим настолько силен, что такие дети нередко карандашом рвут бумагу, на которой рисуют. Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий. Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы. Цвета. В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке. В рисунке они как бы воплощают все краски жизни. Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении. Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка. Например, в Армении после землетрясения 1987 года работавшая группа детских психологов, которые пытались вывести детей из посттравматического состояния, изучая, в том числе, и детские рисунки, констатировала, что большинство рисунков нарисованы бурыми, черными, бордовыми цветами (хотя детям давали на выбор все цвета), а сюжеты - это расколотые пополам дома, падающие стены. Обычно рисунок был маленький и располагался где-то в углу листа, что характерно для депрессивного состояния. В рисунке семьи посмотрите, не "забыл" ли ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания. Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое. А если, наоборот, ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя, то, может быть, он – маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и не привыкший заботиться и думать о других? Рассмотрите, кого и как изобразил малыш. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он - не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье. Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, - наиболее приятные, любимые и желаемые в общении личности для ребенка, а также воспринимаются ребенком психологически ближе. Посмотрите внимательно на выражения лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают. Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках: - детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере); - наличие крови (признак перенесенной травмы); - пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний); - наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности) - «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы). И еще, важным моментом в вашей диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том, что он нарисовал и почему. Многие моменты становятся ясными и понятными. Рассказывая о некоторых персонажах рисунка, ребенок зачастую рассказывает о себе, о собственных переживаниях, о том, что он истинно хотел выразить этим рисунком. Важно уважительно относиться к детскому творчеству. Здесь не может быть плохих или хороших рисунков. Рисунок – творчество, в котором ребенок выразил частичку себя, и оно прекрасно само по себе. Ваше одобрение и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности, поддержка его самооценки, веры в себя и свои возможности. Если вы, проанализировав рисунок вашего ребенка, узнали что-то такое, что вызвало у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Повторяем, все может быть совсем не так. Попробуйте повторить диагностику (а анализ рисунка "Моя семья" - не что иное, как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз, через какое-то время. И если результат повторится, лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу. Статью подготовила психолог Центра раннего развития «ЛУЧиК» Беляева А.А.
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Воскресенье, 19.10.2008, 23:54 | Сообщение # 3 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Язык детского рисунка В любом рисунке ребенок проявляет свои мысли, эмоции, внутренний мир, поэтому детский рисунок нельзя оценивать с взрослой точки зрения. В любом рисунке ребенок проявляет свои мысли, эмоции, внутренний мир, поэтому детский рисунок нельзя оценивать с взрослой точки зрения. Он не может быть правильным или неправильным, он проявляет развитие ребенка, уровень формирования характера, момторики, эмоций и разума. Выделяют четыре этапа, которые проходит ребенок, овладевая искусством рисунка. Произвольное черкание Ребенок опробует карандаши (фломастеры, мелки) и их взаимодействие с бумагой и другими поверхностями. У малыша пока не очень развита координация движений между мозгом, глазом и рукой, поэтому он черкает на любой доступной поверхности - скатерти, стене, собственном животеке и ножках. Малыш не придает значению размерам страницы, линия прерывистая, создается впечатление, что он не стремится ничего изобразить, просто рисование - еще одна функция его рук. На этом этапе ни одна рука не является доминантной, выбор цвета тоже произвольный. Организованное черкание Теперь можно заметить влияние мышления на воспроизводимые ребенком линии. Малыш может решить, что он хочет изобразить, его черточки и точки уже не случайны. Инстинктивно малыш подбирает удобное положенеи карандаша в руке так, чтобы можно было управлять им. Более развитая моторика проявляется в том, что он следит за границами листа. это является также признаком того, что малыша можно начинать приучать к порядку. Во время работы ребенок может останавливаться и рассматривать рисунок, пытаясь раскрашивать его детали в разные цвета. Так закладывается основа аналитического мышления в будущем. Ребенок учится выделять части целого, это подвигает его разбирать разные предметы на части. Этап структурирования Теперь он может соединить фигуры в целую композицию, выдержать пропорции, сделать их симметричными. От анализа он переходит к синтезу. Лист становится местом действия, это является признаком социальной зрелости малыша. На этом этапе он готов к освоению сложных слов и многословных предложений. Этап графических символов Теперь главное - работа воображения. Этот период у каждого ребенка наступает индивидуально. Некоторые дети обладают развитой моторикой задолго до достижения необходимого уровня интеллектуального развития, у других умственные способности намного превосходят мышечные, а иногда они развиваются практически одновременно. Но рано или поздно малыш сообразит, что его малевание что-то обозначает, то есть он постигнет значение символики. Происходит это так: ребенок не собирается изобразить что-то конкретное, но в процессе творчества что-то 9цвет, форма) напомнит ему знакомый предмет или явление. Ребенок пытается передать самую суть изображаемого предмета, поэтому нам не всегда понятно, что же кроется за необычной фигурой. В этом, наверное, кроется секрет гениальности детских рисунков. Детский рисунок может многое рассказать специалистам, но родителям следует помнить, что ребенок не обязан соответствовать их представлениям о его развитии, кроме того, рисунок отображает настроение своего создателя, а оно меняется час от часу. не вмешивайтесь в работу своего ребенка, не навязывайте свою точку зрения. Дети мыслят совершенно иначе, чем мы взрослые и изображают свои детские мысли. Также не должно быть критики относительно работ ребенка, ему нужна похвала и признание и не любит, когда мы судим его достижения. И конечно, нельзя заставить ребенка рисовать, любовь к рисованию, скорость работы и количество рисунков глубоко индивидуальны. КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК 15 месяцев. Может держать карандаш и оставляет следы на бумаге. Ребенок совершает открытие, что карандаш (фломастер) рисует. Первый шаг включает знакомство с карандашом как предметом, который, двигаясь, оставляет следы. Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге. 18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно черкать. Наличие спонтанного черканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент, бумага и результат черканья. 21 месяц. Черкает в пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой доизобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако новый момент в том, что черканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую. 24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотичных каракуль и начинает проводить отдельные линии. Их может быть много или мало, но важно, что он способен уже провести отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные - в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется. 30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент. 36 месяцев. Рисует круг, яблоко, мячик и т. д. Ребенок с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира. Журнал МАМАинфо Выпуск №53/24.04.2006
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Понедельник, 20.10.2008, 00:02 | Сообщение # 4 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Вместо кисти - ладошка. "Проба пера" 6 месяцев - 1год Научившись самостоятельно сидеть, малыш не только расширяет свои горизонты, но и освобождает руки для разнообразной деятельности. У него начинает активно развиваться моторика рук, и соответственно - мышление. Самое время для первых занятий рисованием! Конечно, назвать эти занятия обучением нельзя, ведь рисовать для такого маленького ребенка вовсе не значит изображать узнаваемые образы. Младенческое рисование - это освоение нового вида деятельности и изучение новых интересных свойств предметов, в результате чего привычным вещам находится самое неожиданное применение. Вот карапуз с наслаждением размазывает по столу недоеденную кашу или овощное пюре. Это совершенно не означает, что он балуется и шалит назло взрослым. Малыш исследует материал, изучает его возможности или даже творит. Конечно, малоаппетитное месиво на столе меньше всего похоже на художественное произведение, но ребенку такое занятие доставляет громадное удовольствие. Однако родителям важно помнить, что для такого маленького ребенка главное - безопасность. Это касается всего, что попадает в поле его исследования. Поэтому лучше, если первые изобразительные опыты будут связаны не с красками, при изготовлении которых используются химические вещества, а… с пищей. Однако не стоит смешивать важный для малыша процесс питания с целенаправленными занятиями рисованием, поэтому уроки лучше проводить с сытым ребенком, не используя для них продукты, которые составляют его обычный рацион. Для первых художественных опытов можно разлить на столе или столике для кормления немного " взрослого" черничного йогурта или детского творожка с фруктовыми наполнителями - пусть малыш размазывает их пальчиками или всей ладонью, как только ему захочется. Часть йогурта или творожка можно немного подогреть, а часть - остудить в холодильнике. Смешивать теплое и холодное ребенку так же полезно и интересно, как разноцветное. И тактильные ощущения от подобных упражнений станут намного богаче. Запачканную ладошку ребенка можно отпечатать на листочке. Хранить веками такой шедевр не стоит, но его вполне можно сфотографировать на память - как первое художественное произведение. Нарисовал и… съел! 1-2 года Все дети в этом возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому и в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными. Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Главное их достоинство в том, что они легко оттираются с любых поверхностей и отстирываются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горькие, не всегда мешает малышам их отведать. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях. Подросший малыш уже способен испытывать настоящее удовольствие от художественного процесса. Для творческих экспериментов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут большие листы с шероховатой поверхностью - обратная сторона старых обоев или ватман. В качестве красок можно использовать вареную свеклу или ее сок, яркие ягоды - чернику, голубику или черную смородину, вареную морковку, зелень или шпинат. Показать малышу, какой след оставляют на листе эти необычные краски, могут сами взрослые. Маме, папе или бабушке достаточно размазать пальцем лужицу свекольного сока, раздавить на листе яркую ягодку или провести линию морковкой, и карапуз с увлечением начнет экспериментировать и творить: размазывать "краски" пальцами, хлопать ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивать необычные краски между собой. Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета. Малышу можно показать, как проводить пальчиком линию, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и как изобразить большой след слона или медведя целой ладонью или кулаком. Такое рисование пальцами полезно не только для эстетического, но и для речевого развития малыша - недаром логопеды так любят пальчиковые игры и пальчиковый массаж. Тренируя раздельные движения пальцев, кроха стимулирует отдел мозга, отвечающий за речь. Рисовать можно не только овощами и фруктами. Краски для пальчикового рисования прекрасно получаются из обычной манной каши - ее нужно лишь разделить на порции и добавить в каждую безвредные пищевые красители. Каша должна быть не очень жидкой, тогда мазки пальцами получаются насыщенными, густыми. К манным краскам можно предложить дополнения в виде ягодок для украшения "шедевра" или ложечки варенья (джема) для создания более насыщенного колорита. Конечно, очень скоро продуктовая картина превратится в однородную и не слишком привлекательную внешне массу. Но увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата. У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла - он просто наслаждается и радуется всему, что делает. Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате "художественных" упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления - эта взаимосвязь давно доказана учеными. Обогащаем палитру после 2 лет В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники. После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их. Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить. Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы. Осваиваем новые возможности Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка. Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки. Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки. Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники. Творчество с мамой на кухне Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Прекрасные пальчиковые картины можно создавать на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой. Достаточное количество муки или крупы нужно разровнять, встряхивая поднос, чтоб вся сыпучая масса распределилась равномерным, не толстым слоем. Вот и готов импровизированный лист чистой бумаги. Пальцем на нем можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос. Увлеченный таким необычным рисованием малыш освободит немало времени для занятой готовкой мамы. "Художественная" уборка Другое замечательное место для пальчикового рисования - это ванная. В распоряжение маленького художника - экспериментатора можно предоставить и кафельные стены, и зеркало, и саму ванну. Выбор красок здесь ограничен только ассортиментом туалетной полочки. На кафеле, зеркале и стенках ванны можно рисовать и детской зубной пастой, и папиным кремом для бритья. Главное, чтобы в этих "красках" не было жира - он плохо отмывается. Рисовать можно, обмакивая палец в пасту или крем. Или - водить чистым пальцем по плотной пенной основе, которая получится, если покрыть тонким слоем пены для бритья какую-нибудь гладкую поверхность. Для нанесения пены хорошо подойдет кисточка для бритья или губка. Кафель можно использовать, как основу для орнаментов: пусть ребенок найдет закономерность и повторит на соседней плитке рисунок мамы. Такие гигиенические краски не только развлекут малыша, но заодно помогут отмыть ванную комнату. Специально ничего оттирать не нужно, достаточно просто смыть рисунки душем, и ванная станет только чище. Если же и здесь захочется яркости, можно использовать гуашь или акварель. Эти краски водорастворимы и полностью смываются обычной водой. Вместо красок - пластилин Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом. Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Лыкова Светлана, педагог статья из журнала "Мама и малыш", №5, 2005
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Понедельник, 20.10.2008, 00:04 | Сообщение # 5 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Рисуем красками Дети рисуют все, о чем думают, они живут в рисунке. И это не забава, а радостный, творческий труд, поэтому необходимо закрепить в каждом малыше ощущение радости созидания. Не надо разрушать творческий полет фантазии репликами: "Так не бывает!" Для малыша рисование - игра. Задача взрослых состоит в том, чтобы эта игра превратилась в уроки овладения навыками и формирования вкуса. Первые краски, с которыми знакомится "юный художник", - это гуашь. Чтобы появился интерес к краскам, можно использовать стишок: "Что за баночки такие, Не простые, а цветные? Стоит только кисть нам взять, Начинаем рисовать. Кистью в баночке "поварим", Порисуем, а потом ее в воду обмакнем". Нужно следить за тем, чтобы ребенок держал кисть тремя пальцами. Кисточка должна быть жесткой. Во время рисования ее нужно держать в наклонном к бумаге положении. Кисть должна двигаться по ворсу. Если ее двигать в противоположном направлении, то ее волосикам будет "больно". Ребенку сначала не следует давать более трех красок. Можно использовать цветную бумагу для рисования. Можно применить игру в цвет, чтобы маленький художник поупражнялся в сочетании цветов. Цвет может быть сильный - красный (огонь), грозный - синий (туча), черный цвет "спит" (его нужно избегать), желтый цвет "дружит" с красным, синим, зеленым и так далее. Сначала ребенок должен порисовать пятнами, "попробовать", а потом можно играть в ритм мазков, пятен и штрихов, например: "Ножки зашагали топ-топ-топ, Зайка прыг да прыг, А лошадка скачет цок-цок". В зависимости от звука меняется характер мазков. Сочетание цветного пятна с фоном создает определенное настроение. Так, на темном или фиолетовом фоне оранжевый, красный и желтый цвет "горит", как огонек. Чтобы образ огонька был понятен, покажите детям огни в окнах домов. Для развития руки рисуем "коврик" кукле (у куклы Маши мерзнут ножки). Советы и рекомендации для самых маленьких На пути к прекрасному Упражнения для пальчиков рекомендую начинать как можно раньше, так как движение пальцев рук тесно связано с речевыми функциями. * "Ежик". Пальчики сжимаем в кулачек и разжимаем, приговаривая: "Ежик нахмурился, ежи улыбнулся". Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков пальцев левой руки, и так далее. Начиная с большого пальчика, называем каждый следующий до мизинца: "Этот пальчик - дедушка, этот - бабушка, этот - папочка, этот - мамочка, этот - я" * "Зайчик". Зайка взял барабан и ударил: "Трим-там-там!". При этом безымянный пальчик и мизинец стучат по согнутому большому пальцу (барабану). Средний и указательный пальцы - ушки. Можно ими шевелить вперед, назад и в стороны. * "Человечек". Средний и указательный пальчики бегают по столу. * "Слоник". Средний пальчик - хобот и выставлен вперед. Остальные пальцы - ноги. "Слоник ходит по столу, головой кивая и в гости приглашая". * "Руки-крылья". Кисти рук - крылышки. Делаем большие движения руками - летит большая птица. Машем кистями ручек - порхает маленькая птичка. источник
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Понедельник, 20.10.2008, 00:11 | Сообщение # 6 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Игры с красками Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Двухлетний pебенок уже может иметь дело с темпеpой, гуашью или акваpелью. Поместите немного водоpаствоpимой кpаски на лист бумаги и покажете малышу, как pазмазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Занимаясь этим он заметит как изменяются цвета, если их смешивать. В качестве кисточки можно использовать зубочистку. Окуните ее в кpаску и пpоведите на бумаге pазные линии. Hапишите с ее помощью имя pебенка. Это заинтеpесует его. Пpевосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и пеpья птиц. Малыш будет очень гоpдится pисунком, котоpый сделал сам. Примакивание. Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Вот некоторые темы: Орешки - Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка" Орешки, орешки у белки на тележке. Всем она их раздаёт. -Вот тебе, лисичка, Это двум синичкам, Вот зайчику, вот мишке, Да позовите мышку, Пусть бежит скорее к нам, Я и ей орешков дам. Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек , которым белочка будет раздавать орешки . Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом " примакивание " , в лапках животных или в мисках. Принцесса(нарядное платье) - Нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы. Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным. Цветы - сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Также делаем и листочки. Деревья Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать разноцветные листочки. Птицы Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше - крылья. Той же кистью делаем хвостик - три - четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом. Рыбки Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки. Выбери цвет Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка — зеленая, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.). Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист. Коробочка для подарка Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению. Дорожки На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились. Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз! Солнышко. Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны. Волшебные кляксы. Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали. Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру - овал, треугольник и т.д; можно рисовать несколькими цветами. Попробуйте все способы. Картинка с двух сторон. Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком. Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги. Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек. Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто! Техника разбрызгивания. На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев. Отпечатки. Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д. Источник
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Понедельник, 20.10.2008, 00:16 | Сообщение # 7 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Самодельные пальчиковые краски Опыт и ошибки автора статьи. 1-й рецепт: Смешать 1,5 стакана крахмала и 0,5 стакана холодной воды, размешать до получения однородной массы. Добавить туда литр кипятка, непрерывно помешивая до получения прозрачной массы. Продолжая помешивать всыпать 0,5 стакана талька. Когда смесь остынет, добавьте 1,5 стакана мыльной стружки и хорошенько размешайте. Разлейте в баночки и подкрасьте порошковой темперой и немного охладите. После того как крахмал залила кипятком, получилась настолько густой кисель, что он практически не промешивался ложкой. Видимо либо количество крахмала в этом рецепте должно быть меньше, либо воды больше. Пришлось добавлять воды и снова нагревать. Вместо талька я взяла детскую присыпку. После добавления мыльной стружки смесь получилась с комочками. Поскольку при размешивании она не превращалась в однородную, то я разложила (она не лилась из-за густоты) её по баночкам, добавила сухой порошок из набора для окрашивания яиц, а потом смесь в каждой баночке размешала миксером. Мыло взбилось в очень густую пену. Получились такие пенные краски с вкраплениями крахмальных кусочков. Я думаю что у меня либо не получилось либо рецепт неудачный. Этой смесью можно было рисовать, она довольно интересная на ощупь, но оставались комочки киселя. Ну мы все равно в ней повозились вдоволь! На следующий день они стали непригодны. Собирались в большой комок, а не размазывались по бумаге. Есть один большой плюс - руки отмылись замечательно! 2-й рецепт: Смешиваем миксером 0,5 кг. муки, 5-6 столовых ложек соли, 1-2 столовые ложки растительного масла с водой до консистенции густой сметаны. Разливаем тесто по баночкам и красим пищевыми красителями, например из пасхального набора. Все получилось просто здорово! Краски рисуют хорошо. Я еще чуть-чуть добавила мелкой мыльной стружки, как в предыдущем рецепте, когда взбивала миксером. Но и без неё было хорошо. На следующий день тоже можно было ими рисовать. Автор: Светлана Кантор источник
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Воскресенье, 16.11.2008, 21:26 | Сообщение # 8 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Название: Акварельные цветы Издательство: Мозаика-синтез Серия: Искусство - детям Страниц: 18 Формат: DJVU Размер: 2,13 Mb depositfiles Издание "Искусство - детям" предназначено для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда. Каждый выпуск - это красочный альбом, представляющий цикл занятий по определенной теме с игровыми, подробно иллюстрированными заданиями для педагогов и родителей. Этот альбом поможет овладеть секретами одной из самых привлекательных акварельных техник рисования — «по-сырому», позволяющей получить восхитительные по своей воздушной прозрачности рисунки. Методические советы подскажут, как овал, круг, треугольник преобразить в любимые всеми цветы.
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Среда, 19.11.2008, 00:58 | Сообщение # 9 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Наша книжка поможет тебе научиться рисовать. Доходчивые описания подскажут, как быстро и без труда освоить технику рисунка и раскрашивания. Перед началом работы приготовь альбом для рисования, кальку, ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски и кисточки. Внимательно следуй советам. Рисовать надо в том порядке, который указан цифрами. На заключительном этапе работы сотри все вспомогательные линии, чтобы чётко просматривались контуры готового рисунка. Законченную картинку раскрась красками или карандашами, как показано в книжке. Возможно, у тебя начнет получаться не сразу. В этом случае положи кусок кальки на рисунок и обведи его. Когда тебе удастся освоить основные приемы, ты сможешь экспериментировать. Попробуй представить себя в роли настоящего художника. Автор: коллектив авторов Год издания: 2005 Формат: djvu Издат.: Росмэн-Пресс Страниц: 96 Размер: 3,79 мб depositfiles
]Мой творческий блог
| |
|
| Верашка | Дата: Пятница, 21.11.2008, 21:02 | Сообщение # 10 |
Ангел-хранитель
Группа: Admin
Сообщений: 13947
Статус: Offline | Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет. Автор: Е.А.Янушко Серия: Это может ваш малыш Год: 2007 Страниц: 16 Формат: PDF Размер: 2,83 Mb """""""""""""" .ifolder.
]Мой творческий блог
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Среда, 26.11.2008, 23:48 | Сообщение # 11 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Рисуем белым мелом Живут белые медведи на арктических снежных островах, но больше на плавучих льдах в открытом океане. Мастер-класс предоставлен журналом «Веселые идейки». источник
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
|
|
| Приветствую Вас чужой..
|
Наши спонсоры |
|
Статистика |
|
|