|
Всё о вышивке БИСЕРОМ
| | rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 15:15 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Всё о вышивке бисером Общаемся, хвастаемся, узнаём нужную информацию и делимся своими знаниями и опытом!!!!
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 15:15 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Бисер в истории народов История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX—XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером. На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка — такова география торговли стеклянными изделиями. Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла. Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, — их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью. Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды — обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский. К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок. Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров. Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции. Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз. Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник — сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный — поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой. Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения. По материалам книги Елены Артамоновой "Украшения и сувениры из бисера"
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 15:18 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Материалы и инструменты для вышивки бисером Иглы Само собой, тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12. Если бисер настолько мелкий, что в него не проходит бисерная игла, можно поступить следующим образом: 1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку. 2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать, пока она высохнет. Бывает очень трудно вставить нить в крошечное ушко иглы, здесь можно поступить следующим образом: 1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться. 2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл. Нитки Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась в процессе работы. Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки. Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити. Бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины, стразы, камни, блестки, пайетки Перед началом работы проверьте, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью. Пяльцы или подрамник При выщивании бисером очень важно, чтобы полотно было хорошо натянуто. Очень удобны пяльца на стойке и те, которые можно прикрепить к краю стола или на ручке кресла - тогда обе руки будут свободны. Для больших и объемных полотен нужны большие прямоугольные пяльцы, в которых уместится весь рисунок, т.к. объемная вышивка не позволит передвинуть изделие. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани. Ткань для изделия, канва или тюль Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Поэтому обычно стараются шить по ткани, которая способна выдержать вес бисера. Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок. По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы со схемами, которые можно купить в отделах по рукоделию, либо взять схемы с нашего сайта (схемы для вышивки и ткачества бисером). Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы. Вышивка по сутажу и тюлю была очень популярна в XIX веке. Использовалась для создания невероятно красивых и воздушных праздничных и вечерних нарядов, шалей, воротников, украшений. Вы тоже можете поэкспериментировать с тканями. Плоскогубцы, кусачки Для обрезания и закручивания петлей проволоки, для вытаскивания застрявшей в бусине иглы, а также для удаления лишней бусины в ряду тканого или вышитого рисунка. Миллиметровка Для рисования сложных схем тканых изделий. Стилет или шило Для прочистки отверстий в бусинах, для расширения отверстий деревянных и бумажных бусин. Некоторые другие мелочи Ножницы, воск (чтобы сделать нитку прочнее), лак для бусин и красители для стекла.
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 15:18 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Полезные советы при вышивке бисером 1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее. При интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер - потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину. 2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздейстривю прямых солнечных лучей. 3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно). 4. При самостоятельной разработке схемы для вышивки не используйте простую клетчатую бумагу, так ка бисеринки имеют скорее овальную форму, нежели шарообразную. Начертите от руки или в графическом редакторе на компьютере сетку с ячейками в пропорции 1:1,3 (одна сторона прямоугольника длиннее другой в 1,3 раза). Это позволит избежать искажения рисунка при его переносе с бумаги на ткань. Размножьте вашу заготовку на принтере или ксероксе, чтобы всегда иметь под рукой чистый бланк и не тратить время на его рисование, а сразу перейти к разработке схемы. 5 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ: что нужно для бисерной картины 1 Схема для вышивания крестиком в классической технике (в идеале — без стежков «назад иголку», французских узелков и т. п.): например, «Пасторальный букет» из ВК №8 (октябрь 2005 г.) или «Лунный мостик» из ВК №7 (сентябрь 2005 г.) 2 Таблица цветов DMC: сравнивая цвет нужного номера мулине этого производителя с оттенком бисера, можно очень точно подобрать цветные бусины в магазине. 3 Чешский бисер Guetermann №10: бусинки этого производителя характеризуются правильной формой, одинаковым диаметром отверстия и стойкой окраской. Это как раз те качества, которые необходимы для идеальной прорисовки рисунка на канве. 4 Отрезок канвы Aida №14 (55 клеток на 10 см): если взять более крупный размер, то в промежутках между бисеринками будет просматриваться ткань¬основа. 5 Специальные иголки для бисера (№10, №12): они более тонкие, чем для обычного шитья.
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 16:09 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Основные приемы вышивки бисером Закрепление одиночной бусинки Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Очень красиво смотрятся бусины разных цветов и разных размеров, пришитые по одиночке близко друг к другу. Их можно поместить внутри металлической фигуры, внутри контура из контрастных бусин или нанести хаотичной россыпью на канву, создав яркие пятна на вышивке. На втором фото показана пайетка, пришитая к тесьме с помощью бисеринки. Шов "вперед иголку" Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину. Шов строчной Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее. Шов стебельчатый При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки. Шов арочный По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Шов вприкреп Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины. Шов "вперед иголку" двусторонний Шов похож на шов "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается подлиннее и на него также нанизывается бисерина. Шов стебельчато-строчной двусторонний Этот шов получается из двух вышеописанных швов: строчного и стебельчатого. При этом способе шитья вышивка получается жесткая. На рисунке изображен порядок работы: Шов вприкреп двусторонний На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка. Шов "монастырский" На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
| rosa-mimosa | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 16:12 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5132
Статус: Offline | Шов обметочный Шов выполняется как обыкновенный обметочный, только в каждую петельку вставляется бисеринка. Шов "крестик" Что будет, если в обыкновенный шов "крестик" включить бисер? Возьмите для вышивки красивую нить. Сделайте один стежок нитью, а на второй наберите несколько бисерин. Можно набрать бисер и на обе нити в крестике.
"У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего" (Оскар Уайльд)
| |
|
|
|
| Приветствую Вас чужой..
|
Наши спонсоры |
|
Статистика |
|
|